Российский технологический суверенитет: цена недоверия к отечественному
Национальная стратегия по технологическому суверенитету требует максимальной замены импортных решений на российские, особенно в системах государственной и военной связи. Указания на этот счёт неоднократно давал президент Путин, акцентируя внимание на защите стратегической информации. Однако в условиях глобализации и сложных цепочек поставок определение отечественности оборудования становится предметом споров и дополнительных проверок.   АО “Уральские заводы” из

Национальная стратегия по технологическому суверенитету требует максимальной замены импортных решений на российские, особенно в системах государственной и военной связи. Указания на этот счёт неоднократно давал президент Путин, акцентируя внимание на защите стратегической информации. Однако в условиях глобализации и сложных цепочек поставок определение отечественности оборудования становится предметом споров и дополнительных проверок.

 

АО “Уральские заводы” из Ижевска оказалось в сложной ситуации, наглядно демонстрирующей существующие проблемы. Компания, много лет успешно обеспечивающая средствами связи Росгвардию, МВД и ФСБ, внезапно столкнулась с проверками происхождения своей продукции со стороны Управления материально-технического снабжения МВД. Несмотря на многолетнюю безупречную работу, предприятию уже более года приходится документально подтверждать отечественный статус своей техники.

Особенность положения заключается в том, что ижевский завод, как и большинство российских производителей специального оборудования, использует иностранные комплектующие. Это объясняется простым фактом – многие виды микросхем и электронных компонентов в России пока не выпускаются. Такая практика не означает недостаточной надежности производителя, а лишь отражает текущее состояние отечественной микроэлектронной промышленности. Предприятие тщательно отбирает поставщиков из дружественных стран, строго соблюдая требования безопасности и качества, предусмотренные государственными контрактами.

Проблема усугубляется отсутствием внятных и унифицированных правил определения российского происхождения продукции. Сегодня даже один зарубежный компонент может стать причиной для сомнений во всей производственной цепочке. Подобная неопределенность не только создает избыточные административные преграды, но и снижает инвестиционную привлекательность отрасли в целом, лишая производителей возможности выстраивать долгосрочные планы развития.

Для исправления ситуации требуется срочная разработка дифференцированной системы оценки уровня локализации, учитывающей особенности высокотехнологичных производств. Важно разделять стратегически важные компоненты, которые необходимо производить внутри страны, и те элементы, замена которых пока экономически или технически нецелесообразна. Лишь объективные и прозрачные критерии оценки помогут устранить излишнюю подозрительность и создать здоровые условия для роста отечественного производства средств связи. Без такого подхода Россия рискует подорвать доверие к своим производителям и замедлить процесс достижения технологической независимости. Текущая ситуация требует не усиления контроля, а разумного регулирования, соответствующего реалиям глобальной экономики.

Источник: https://rg.ru/2025/07/08/izlishniaia-podozritelnost.html