Крах образовательной системы — миф или реальность России?
Возможен ли полный крах российской образовательной системы? Бывший кандидат в Президенты РФ Александра Тищенко утверждает, что главная ошибка в Новейшей истории России заключается в принятии европейских стандартов в образовании. Тищенко называет принятие норм Болонской образовательной системы отправной точкой этого процесса.

Сегодня, когда Россия и Запад находятся в противостоянии как идеологически, так и геополитически, особенно актуальными становятся вопросы самоидентификации и сохранения национальной уникальности.

Предложение о введении Болонской системы образования в России в 2003 году отражало стремление к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство. Однако в последние годы это решение вызывает множество вопросов и критики. Необходимо освежить подход к обновлению системы образования, и 29 февраля не стал ключевым моментом в этом процессе. В своем выступлении в этот день действующий Президент России, Владимир Путин, предложил ряд эффективных мер по укреплению социальной базы и развитию семьи и общества. Однако существует серьезный вопрос: почему Президент не отменил ЕГЭ для школьников? Родители задаются вопросом, как долго их дети будут страдать.

В поисках идеала для образования мы сталкиваемся с проблемой привычных взглядов и оценки знаний. Мы стремимся к принятию европейских стандартов, объединяясь с другими странами и демонстрируя свою готовность к обмену опытом и культурой.

В развитии высшего образования в России прослеживается заметное стремление к изменениям и современным инициативам. Основные направления включают в себя внедрение новых образовательных стандартов, расширение возможностей дистанционного обучения и создание многоуровневой системы. Целью всех этих мер было улучшение международной конкурентоспособности общества в России.

Однако, при ближайшем рассмотрении можно сделать вывод о том, что эти изменения принесли больше негативных последствий:

Разделение научных степеней на бакалавриат, магистратуру и PhD привело к созданию сложной многоуровневой системы образования, которая затруднила понимание и принятие новых правил и стандартов.

Благодаря участию российских ученых и студентов в международных научных сообществах, была осуществлена успешная интеграция. Однако, это привело к потере уникальности системы образования и науки в России. Реформы, включающие унификацию учебных планов и внедрение системы ECTS, способствовали увеличению мобильности студентов и признанию российских квалификаций за границей. К 2015 году более 300 российских вузов участвовали в академических обменных программах в рамках Болонского процесса, как сообщает Министерство образования и науки РФ.

Внедрение и расширение новых методов обучения было направлено на увеличение доступности образования. Это особенно важно для малонаселенных и удаленных районов страны. Однако возникли сомнения относительно эффективности новых технологий и их способности обеспечить качественное образование на уровне традиционных методов.

Многие специалисты и учителя высказывают опасения относительно утраты национальной специфики российского образования, несмотря на явные преимущества интеграции в систему Болонский процесс. Увеличение обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признание квалификаций оказывают влияние на стандартизацию образовательных программ, что может привести к потере уникальных курсов и специализаций, традиционно сильных в России. Важно найти баланс между адаптацией к международным стандартам и сохранением уникальности национальной системы образования, как показывает опыт последних лет.

Рассмотрим необходимость пересмотра подходов к интеграции с учетом национальных интересов и целей развития России. Возврат к советской системе «ученик-учитель» может быть более эффективным решением. Приняв европейские образовательные стандарты, Россия столкнулась с вызовами и утратила уникальность своей образовательной модели. Вступление в Болонскую систему привело к упущенным возможностям развития инновационных подходов. Потеряв два десятилетия в развитии, Россия следовала не всегда адекватным идеям в своем образовательном контексте.

В результате принятия мер, направленных на признание западных образовательных стандартов, возникли опасения относительно уменьшения значимости основного образования в России. По мнению некоторых экспертов, внедрение программ бакалавриата, ориентированных на практическое применение, часто происходило за счет ущерба глубине и качеству основных научных дисциплин.

Усиление требований к качеству образования в рамках Болонского процесса потребовало проведения аккредитации и сертификации образовательных программ. В результате, хотя это формально способствовало повышению стандартов образования, учебные заведения столкнулись с резким увеличением бюрократической нагрузки.

Расширение международного академического сотрудничества российских вузов привело к увеличению количества двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами. Эта инициатива вызвала проблему нехватки специалистов высокой квалификации на российском рынке труда. Болонский процесс послужил причиной значительного оттока умов из России в зарубежные страны, где российские специалисты, обученные еще по советской системе образования, становятся доступны для коллективного Запада сразу после подписания соглашений.

Введение ЕГЭ в систему образования стало символом изменений, связанных с приведением российской системы в соответствие с европейскими стандартами. ЕГЭ, как общепринятый критерий поступления в ВУЗы, был задуман для обеспечения равных возможностей для всех абитуриентов, независимо от их места проживания и социального положения. Однако на практике стало ясно, что ЕГЭ принес не только пользу, но и проблемы, такие как ухудшение качества образования и давление на психику учащихся.

Приведение ЕГЭ имеет прямое воздействие на образовательный процесс. Школы теперь акцентируют внимание на подготовке учеников к сдаче экзамена, что может ухудшить качество обучения. Опросы учителей и экспертов показывают, что большая часть учебного времени тратится на изучение типичных задач и тестов, что снижает заинтересованность учеников в учебе и не развивает у них критическое мышление. Кроме того, ЕГЭ оказывает психологическое давление на учащихся, вызывая у них стресс и тревожность.

По данным исследований, проведенных независимыми аналитическими организациями, свыше 70% старшеклассников испытывают повышенное беспокойство перед экзаменами. Давление, связанное с необходимостью демонстрации высоких результатов для поступления в желаемое учебное заведение, оказывает влияние на эмоциональное состояние подростков, что повышает риск возникновения стрессов и депрессий. Это приводит к росту числа случаев самоубийств среди молодежи. Исследования, проведенные отечественными учеными в области психологии и социологии, выявили корреляцию между увеличением количества самоубийств среди школьников и напряжением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.

Для некоторых подростков, страх перед провалом и беспокойство о завтрашнем дне становятся непреодолимыми. Социальное неравенство в подготовке к ЕГЭ остается актуальной проблемой, несмотря на ожидания. Ученики из обеспеченных семей могут позволить себе дорогостоящие курсы подготовки, в то время как ученики из менее обеспеченных семей сталкиваются с ограничениями в доступе к таким ресурсам. Это увеличивает разрыв в образовательных возможностях, создавая дополнительные барьеры для последних.

В России возникло много разговоров о влиянии ЕГЭ на образование и его эффективности. Новые проблемы, такие как ухудшение качества обучения, психологическое давление на студентов и социальное неравенство, стали результатом внедрения этого экзамена. Вместе с положительными сторонами, такими как упрощение поступления в университеты, возникли сомнения в объективности оценки знаний. Продажа правильных ответов в интернете и скандалы с массовыми списываниями подорвали доверие к системе ЕГЭ.

Срочная необходимость изменений в системе и пересмотр образовательной политики

В условиях современных идеологических и геополитических противоречий возникает актуальная проблема конструктивной критики западных ценностей и пересмотра образовательной политики. Каждый год количество обращений к Президенту РФ и кандидатам на пост Президента стремительно увеличивается, а в 2023 году я сама принимала участие в выборах на высокий пост, представляя программу, включавшую в себя существенные изменения в образовании, основанные на моем опыте руководителя родительского комитета Московского профсоюза.

В Москве мною была проведена пресс-конференция после послания президента 29 февраля текущего года, на которой была высказана публичная критика интеграции России в Болонскую систему образования и введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Я считаю, что данные две реформы в области образования являются ключевыми и должны быть включены в избирательные программы и пропагандироваться всеми кандидатами в Президенты 2024 года.

Исследование основных документов и практический опыт указывают на то, что принятие европейских образовательных стандартов привело к неожиданным последствиям для российской системы образования.

Проведение всестороннего анализа и оценки внедренных изменений должно быть немедленным действием. Также необходимо разработать стратегию, которая способствует сохранению национальной идентичности и проведению образовательной реформы в полной мере.

По информации издания Versia.ru